Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

11:22
«Кавасаки» из церкви

На моей памяти в здании бывшей англиканской церкви, стоящем на Набережной Георгия Седова Соломбалы, располагалось несколько организаций и учреждений. Например, когда оно принадлежало Архангельской гидрографической базе, там был склад. Затем это бывшее культовое сооружение передали Соломбальскому райкому ДОСААФ. Как следствие, в здании разместились тир и автошкола.

Однако, что находилось в англиканской церкви в довоенное время, я не представлял. Заполнить этот пробел в моих знаниях о старой Соломбале помогла опубликованная в газете «Правда Севера» 2 июля 1934 статья В. Ланского под названием «За честь своей марки». Перед её частичным цитированием замечу, что её автор называет англиканскую церковь «лютеранской кирхой». Но, полагаю, эта ошибка ему простительна. Главное, что он сообщил то, о чём ни я, ни, пожалуй, никто другой сейчас не знает:

Производственная верфь ОСВОДа выросла буквально из ничего. В феврале 1933 года краевой совет ОСВОДа для хозяйственных нужд приобрёл здание лютеранской кирхи в Соломбале.

В мае Северному отделению ЭПРОНа понадобились две небольших шлюпки. Купить готовыми шлюпки не оказалось возможным. Верфь «Рыбосудстроя» была завалена заказами. От постройки шлюпок она отказалась. Тогда за это дело взялся ОСВОД.

Под заказ получили первую тысячу рублей и строительные материалы. Начальник производственного сектора тов. Жолобов подыскал людей. Привлек к делу опытного мастера Катышева Василия Васильевича.

В пустом здании кирхи начали работу шесть первых рабочих под руководством Катышева. Простым рубанком обстругивали доски для шлюпок. Шлюпки были готовы раньше срока.

Качество работы поразило эпроновцев, принимавших заказ. Каждый шов был тщательно заделан,, каждая заклепка прекрасно подогнана. Ни одной щели, ни одного заструга не обнаружили придирчивые эпроновцы.

Верфь получила первую прибыль. Так началось ее существование. Что же делать дальше? Неужели на этом должно оно закончиться?

Секретарь краевого совета ОСВОДа тов. Бурмистров узнал, что Севморзверпрому нужны фангботы для белужьего промысла. Бурмистров пошел в Севморзверпром. Он долго убеждал, доказывал, спорил до хрипоты и, наконец, доказал. Верфь получила новый заказ.

Фангботы строить сложнее, чем шлюпки. Пришлось увеличить количество рабочих. Нужно было подумать хотя бы о простейшей механизации. Трест Северолес продал с 25 лесозавода строгательный станок. Отпала необходимость строгать доски рубанком. Установили круглую пилу. Дело пошло быстрее.

И опять удивленным заказчикам были сданы фангботы раньше срока и прекрасного качества. Дальше стало легче. Поступили заказы от Оленетреста и Ненецкого окружного союза. Судоверфь была официально признана. Она завоевала славу и продолжала борьбу за честь своей марки. В 1933 голу было намечено выпустить на 78 тысяч рублей продукции. Выпустили на 92 тысячи.

Сейчас на берегу старой гавани жизнь бьет ключом. Больше десятка судов необычного типа заканчиваются строительством. Корпус их приземист. Дно почти плоское, с чуть заметным выступом киля. Это моторные катера японского типа «Кавасаки». Они незаменимы в условиях полярного плавания, особенно в мелких местах. Корпус их очень крепок. Сидят мелко. Особой конструкции подъемный руль и подъемный же гребной вал позволяют им подходить к берегу на близкое расстояние. Раньше «кавасаки» строили в Японии, а частично — на Дальнем Востоке. На Севере их впервые строит верфь ОСВОДа.

«Кавасаки» строятся специально для арктических экспедиций Севморпути. Строятся для Севморпути и дорки — специальные плоскодонные лодки для разгрузки более крупных судов.

Смелые люди работают на судоверфи ОСВОДа. Они берутся за очень ответственные заказы и упорством, кропотливой работой над каждой деталью достигают поразительных результатов.

На втором этаже кирхи в маленькой комнате с круглыми окнами находится вновь созданный блочный цех. В углу стоит токарный станок. На нём обтачиваются детали дубовых блоков. Блоки для оснастки судов вывозились раньше из Англии. Сейчас верфь выполняет большой заказ для парохода «Садко». Налажено единственное в СССР производство блоков. Верфь экономит стране валюту.

В углу цеха аккуратно сложенными лежат стопки готовых блоков - от самого маленького до огромного 14-ти-дюймового. В этом же цехе делаются штурвалы.

Производственной программой предусматривалось в этом году выпустить продукции на 305 тысяч рублей. Но жизнь опередила самые смелые наметки. Программа была выполнена уже к июню. Заказы поступают все время. Уже сейчас есть возможность довести выпуск продукции до 800 тысяч рублей.

На судоверфи подобрались хорошие, преданные делу рабочие. Сейчас заняты на производстве 57 человек, а дело было начато с шестью рабочими...

В качества комментария к процитированному замечу: в то время даже в условиях жёсткой плановой экономики небольшие предприятия — это различные артели (кстати, весьма нетрудно регистрировавшиеся) и предприятия общественных организаций (таких, как ОСВОД - общество спасения на водах) могли легко создаваться, закупать оборудование, искать и выполнять заказы, нанимать рабочих и платить им достойную по меркам тех лет зарплату. И всё это было возможно, конечно, при наличии предприимчивых людей, какими были Бурмистров и Жолобов, создавших в пустовавшем здании соломбальской англиканской церкви успешно и прибыльно работавшую небольшую судоверфь. Существование которой было прервано только чрезвычайными событиями — начавшейся в 1941 году войной, как следствие, передачей здания Архангельской гидробазе, переведённой на военное положение, и призывом большинства рабочих верфи в армию...

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Сплавная «канализация»

ПСледующий пост - Автографы вседозволенности

Просмотров: 990 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, Фотолетопись Соломбалы, История Соломбалы, История Архангелска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: